Материалы
Кислородный датчик - лямбда зонд |
Кислородный датчик или лямбда-зонд предназначен для того, что-бы определять количество кислорода в выхлопных газах двигателя.
Что бы была обеспечена возможность оптимально-эффективной, а главное экономичной и экологичной работы двигателя, пропорции соотношения воздуха и горючего в топливно-воздушной смеси во время сгорания должно быть стабильным при любых режимах работы двигателя. Такой эффект достигается благодаря использованию лямбда-зонда (кислородного датчика) в выхлопной системе. Такой процесс управления концентрацией кислорода в отработавших газах имеет название - лямбда-регулирование.
Когда имеется определенная нехватка воздуха в топливно-воздушной смеси, то угарный газ и углеводороды окисляются не полность, при обратном условии (когда воздуха больше, чем необходимо) оксиды азота не могут разлажиться полностью на составляющие азот и кислород.
Как уже было упомянуто выше, лямбда-зонд установлен в выпускной системе. Следует отметить, что на некоторых моделях автомобилей может применяться по два кислородных датчика, установленных до и после катализатора. Два датчика существенно усиливают уровень контроля за выхлопными газами и их составом и помогают обеспечить наиболее эффективную работу каталитического нейтрализатора.
Кислородные датчики делятся на два вида (в зависимости от своей конструкции): двухточечный и широкополосный.
Двухточечный датчик | ШИРОКОПОЛОСНЫЙ ДАТЧИК |
---|---|
Данный датчик устанавливается перед и за каталитическим нейтрализатором. В процессе работы двигателя датчик фиксирует коэфициент избыточного воздуха в топливно-воздушной смеси (λ) исходя из количества кислорода в отработавших выхлопных газах. |
Широкополосный датчик - это современный вариант конструкции лямбда-зонда. Применятеся он, как входной датчик катализатора. В нем коэфициент избытка воздуха в топливно-воздушной смеси определяется с использованием силы тока закачивания. |
Устройство. Датчик представляет собой керамический элемент с двухсторонним покрытием диоксида церкония. Процесс измерения остатка воздуха происходит электро-химическим способом. Во время измерения электрод одной своей стороной контактирует с отработавшими газами, а другой с атомосверным воздухом. |
Устройство. Датчик состоит из двух керамических элементов: двухточечного и закачивающего. Процесс закачивания представляет собой физический процесс, во время которого кислород из отработавших газов проходит через специальный закачивающий элемент под воздействием тока определенной силы. |
Принцип работы датчика. Заключается в измерении количества кислорода в отработавших газах автомобиля и в атомосфере. Когда концентрация кислорода в атмосфере и отработавших газах разная, то на концах электродов создается напряжение. При обедненной топливно-воздушной смеси (когда концентрация кислорода в выхлопных газах выше) напряжение ниже, а в противном случае, когда топливно-воздушная смесь обогащенная (концентрация кислорода ниже) напряжение выше. После этого электрические сигналы от лямбда-зонда поступают в блок ЭСУД (электронная система управления двигателя). После чего, в зависимости от величины сигнала, блок управления отдает соответствующие команды исполнительным механизмам для поддержания топливно-воздушной смеси в оптимальном состоянии. |
Принцип работы датчика. Работа широкополосного датчика основана на поддержании постоянного напряжения в 450 мВ между электродами в двухточечном элементе при помощи изменения силы тока для закачивания. Когда концентрация кислорода в смеси снижается - напряжения между электродами растет. От элемента подается соответствующий сигнал в ЭБУ, который определяет необходимый ток для закачивающего элемента. Ток обеспечивает закачивание в измерительный зазор и напряжение приобретает нормативное значение. Сила тока при этом является и мерой концентрации кислорода в выхлопных газах. ЭБУ анализирует эту величину и отдает необходимые команды на систему впрыска. При обеднении топливно-воздушной смеси широкополосный датчик работает по такому же принципу, но при воздействии силы тока кислород выкачивается из измерительного зазора наружу. |
Хотелось бы так же отметить, что наиболее эффективная работа кислородного датчика (лямбда-зонда) происходит при температуре в 300°С. Таким обрзом для ускоренного достижение необходимой температуры лямбда-зонд оборудуется специальным нагревательным элементом. Так же, на специальной схеме слева Вы можете наглядно ознакомиться с принципом работы двухточечного кислородного датчика (лямбда-зонда).
На СТО "AUTOTECHNIC" мы всегда готовы предложить своим клиентам качественную диагностику выхлопной системы и ее составляющих. В случае необходимости произвести замену каслородных датчиков, каталитического нейтрализатора, гофрированных элементов, глушителя и других комплектующих выхлопной системы. Все работы проводятся с гарантией качества и надежности. В случае необходимости мы готовы предоставить Вам широкий выбор комплектующих по наиболее выгодным ценам. Вы просто оставляете автомобиль на ремонт, а все необходимые комплектующие будут поставлены.